Дарья Стаценко

Объективы — как кисти для художника

Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев
Дарья Стаценко. Сегодня на мои вопросы отвечает Вячеслав Зитев. Человек, который знает из чего состоит объектив в деталях, может сделать так, чтобы объектив всего лишь с одной линзой создавал волшебную картинку. Отличный фотограф и мастер своего дела.

ДС. Слава, привет! Мой первый, вопрос, как ты догадываешься, о моноклях. Ты занимаешься созданием моноклей и снимаешь при помощи таких объективов. (Кстати, я фанат нескольких твоих работ;-)) С чего начался твои интерес именно к моноклю? Интересовала больше техническая или творческая сторона вопроса.

Вячеслав Зитев. Привет, Даша! Очень приятно! Моя история с моноклями началась, можно сказать, естественным образом. Как-то, когда я еще не занимался фотографией, одна девушка рассказала про некий необычный объектив монокль, при съемке которым на фотографиях становится ощутим воздух. Но, как она сказала, объективы эти делают редкие фотомастеры найти которых тоже не так-то просто. После этого разговора прошло лет десять. Я увлекся фотографией. Успел освоить студийную съемку, снимал для информагентства "Интерпресс", учился на Фотофакультете, занимался концертной съемкой в БКЗ. Были свадьбы и корпоративы, были западные микростоки. В общем, поиски своего направления шли полным ходом.
Однажды я вспомнил тот самый разговор о монокле. Начал искать информацию, экспериментировать. Влюбился в его рисунок на столько, что первые полгода вообще не отцеплял его с камеры и недоумевал - зачем люди гонятся за "бритвенной" резкостью. Так что в первую очередь привлекла все таки творческая сторона.

ДС. Как ты считаешь, любой фотограф может снимать на монокль, или для этого нужен особый склад ума и любовь к пиктореализму?

ВЗ. Я думаю, что любому фотографу стоит освоить съемку моноклем. Это, кстати, не только мое мнение, но и ряда преподавателей фотошкол. Дело в том, что монокль приучает обращать внимание на световые акценты в окружающем нас пространстве. Видеть свет, проще говоря. При съемке моноклем свет - это ключевой момент. Иначе снимок просто не получится. Так что опыт съемки моноклем принесет пользу в любом случае. А особый склад ума и тяга к пикториализму - это субъективно. Может появиться, а может и нет. Это не так важно.

ДС. Что конкретно тебе дает монокль? Снимаешь ли ты при помощи обычных объективов. И в чем основные различия для тебя?

ВЗ. Для меня объективы - как кисти для художника. В разных ситуациях, для разных целей я использую разные объективы. И обычные, и необычные. И несколько разных моноклей с различным рисунком.
По поводу того что он дает... Многим, и мне в том числе, монокль позволяет самовыражаться. Чётче, яснее передавать впечатления, эмоции, ощущения, а не просто внешний вид снимаемых объектов. Монокль это удобный инструмент для такой передачи.

ДС. Пленка или цифра? Мне кажется, что монокль тяготеет к пленке.

ВЗ. Пленка и цифра тоже инструменты, не более. Инструменты для создания изображения. Их противопоставление - большая ошибка. Мы же не спорим "ручка или карандаш", верно? Каждый пользуется тем, чем ему удобнее, что больше нравится. Или исходя из требований к конечному результату.
Я не считаю, что монокль тяготеет к пленке. К примеру, тот же Георгий Колосов, человек, впервые изготовивший монокль на малоформатную камеру, сейчас снимает не на пленку (а на цифру) и не моноклем. Почему? Потому, что конечная цель - изображение и его выразительность, а не конкретные инструменты.

ДС. Ты печатаешь свои лучшие работы или твой архив цифровой?

ВЗ. Специально для архива нет, не печатаю. Печатаю для других целей - чтобы адекватно оценить рисунок той или иной линзы, для демонстрации снимков на занятиях которые провожу время от времени, для выставок.

ДС. Ты делаешь замечательные фотографии при помощи монокля. Думаю, что многие пиктореалисты начала XX века позавидовали бы;-) А что дальше? Видишь ли ты перспективу для современной творческой фотографии в России? Существует ли рынок, на котором, например, можно найти покупателя для твоих работ?

ВЗ. Чему бы позавидовали пикториалисты начала ХХ века, так это простоте и скорости получения фотографии. На счёт результатов ответ не однозначен.
Я бы не стал выделять фотографию снятую моноклем в какой-то отдельный подвид. Это мы с тобой и другие фотографы понимаем что чем снято. А для рынка и среднестатистического покупателя метод, в большинстве случаев, безразличен. Либо изображение вызывает эмоции, на него хочется смотреть вновь и вновь, тогда человек его покупает, либо нет.
Я (пока) не занимаюсь вопросом продажи своих фотографий, однако мои работы покупались. И с выставок, и напрямую. А значит они впечатлили зрителя. Знаю что и у других фотографов, снимающих моноклями моего изготовления, периодически заказывают и портретные фотосессии, и снимки для оформления различных помещений.
Что касается перспективы творческой фотографии в России, она, уверен, есть. Считается что культура визуального восприятия в нашей стране заметно отстаёт как от западной, так и от европейской, так и от восточной. Но тенденции на её развитие явно ощутимы. Стоит ли говорить сколько на сегодняшний день в каждом городе фотошкол, различных курсов, мастер-классов и т.д.

ДС. О, кстати, а у тебя самого есть любимые снимки, сделанные тобой? Можешь показать?

ВЗ. Да, у меня есть несколько любимых фотографий. Бывает так, что прямо в момент съемки понимаешь: "Есть! Случилось!" и дальше уже можно не снимать. Такие кадры потом радуют годами.
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2010г. (Hasselblad 500 C/M, монокль 115мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2010г. (Hasselblad 500 C/M, монокль 115мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2008г. (Nikon D80, монокль 50 мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2008г. (Nikon D80, монокль 85 мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2009г. (Nikon D80, монокль 33 мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2012г. (Sony NEX-3, монокль 26 мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2013г. (Nikon D80, монокль 60 мм)
Вячеслав Зитев
Вячеслав Зитев, 2012г. (Sony NEX-3, монокль 18 мм)
ДС. Слава, скажи, пожалуйста, для любого фотоаппарата можно сделать монокль? Из какого объектива можно сделать, а из какого - нельзя?

ВЗ. Монокль можно сделать для любой фотокамеры со сменным объективом. На сегодняшний день помимо зеркалок я делаю монокли для дальномерок (Leica, Зоркий, Киев), для беззеркалок (Sony NEX, Olympus PEN, Samsung NX, Fujifilm X-Pro и др.) и для различных среднеформатных камер (Hasselblad, Rolleiflex, Mamiya, Pentax, Киев).
Я использую пару десятков разных объективов. Зачастую для изготовления одного монокля требуется 2 или 3 разных объектива.

ДС. В Санкт-Петербурге, в "РОСФОТО" 3 июня открылась экспозиция "Пикториальная фотография из коллекции "РОСФОТО". Пойдешь? А есть авторы, на которых ты равняешься?

ВЗ. Да, конечно. Замечу, что подобные выставки случаются всё чаще, что тоже не может не радовать.
Я раз от раза пересматриваю и анализирую фотографии основателей пикториальной фотографии работавших в начале ХХ века: Николая Андреева, Александра Гринберга, Василия Улитина. Снимки наших, можно сказать, классиков: Георгия Колосова, Людмилы Таболиной, Елены Скибицкой, Анатолия Ерина. Так же снимки моих современников и друзей: Анны Мазур, Тамары Вахрулиной, Ирины Денисовой, Маргариты Фединой, Александра Рощина, Натальи и Владимира Заруцких, Ирины Мирошниченко, Сергея Чубарова.

ДС. Мне кажется, что съемка на монокль - это такой процесс медитативный. Ты как-то специально настраиваешься перед съемкой?

ВЗ. Для меня куда более медитативный процесс это изготовление моноклей. А съёмку я бы сравнил с рыбалкой :) Специально на съёмку не настраиваюсь, но если долго не снимаю, навык притупляется. Потом приходится некоторое время входить в форму.

ДС. Применяют ли монокль в коммерческой съемке? Например, свадьбы или журнальные фотосессии?

ВЗ. Журнальных фотосессий пока не встречал, а свадебные фотографы монокли используют. Конечно не для съёмки свадьбы целиком, а для 3-5 кадров с красивым светом (например, стандартный кадр "невеста у окна" снятый моноклем смотрится очень нежно).
В последние пару лет наметилась тенденция съёмки видео моноклем. Несколько раз я делал монокли для свадебных операторов (пример есть в видеозаписях моей группы в Контакте). Одна из съёмочных групп Ленфильма снимала моноклем несколько сцен для сериала "Маяковский. 2 дня из жизни". А пару месяцев назад кинокомпания АТК закончила работу над сорокаминутным документальным фильмом "Иммануил Кант. Философская тропа", целиком снятым моноклями. (Трейлер к этому фильму я смогу выложить в сеть через месяц, после официального показа ленты).

ДС. Что ты пожелаешь нашим читателям, которые, возможно, впервые узнали о съемке на монокль. И теперь захотят попробовать свои силы в этом деле?

ВЗ. Вашим читателям, и всем кто захочет попробовать использовать в своём творчестве этот простой-непростой объектив, я пожелаю усидчивости. Моноклем нельзя щёлкать всё подряд во все стороны. Результат такой съёмки только разочарует. Необходимо сначала понять специфику, посмотреть чужие работы, потом начинать осознанно снимать и, главное, анализировать результаты. Если самому будет сложновато разобраться, вы можете напишисать мне, показать снимки. Я готов помочь. Мой сайт: monolens.ru, группа в Контакте, группа в Facebook.

ДС. Вопрос, который я задаю всем моим гостям. Порекомендуй, пожалуйста, нашим читателям книгу или фильм, не обязательно о фотографии, но так, чтобы они расширяли картину мира.

ВЗ. Последний фильм который произвёл на меня сильное впечатление, кстати изумительный по композиции в кадре, по свету и цвету, "Девушка и смерть" Йоса Стеллинга. Книга - "Герой иного времени" Акунина. В этих произведениях показаны такие образы, такие поступки, на которые следует равняться на протяжении всей жизни.

PS. Для тех, кто не знает, что такое монокль и как им пользоваться - посмотрите видеоролик, в котором Вы сможете увидеть как работает мастер, создавая монокль, как снимать моноклем и, кстати, познакомитесь с самим Вячеславом.
Автор ДАРЬЯ СТАЦЕНКО
Журнал LOOK-IN-FOTO №6, 2013
6 июня 2013г.